DarkHeavy (darkheavy) wrote,
DarkHeavy
darkheavy

§132. Низкое разрешение

Дизайнер — один из самых честолюбивых, необразованных, поверхностных специалистов. Конкурировать он может только с журналистом. И того, и другого только маркетолог переплюнет по коэффициенту тупость×уверенность.

© А. Лебедев


У меня всё ;)

Update: §140. Дизайнеры и дизайн

Дизайнера легко парализовать вопросом: «А что если заказчик умнее тебя?»

Вся система ценностей дизайнера держится на уверенности в том, что он — творец, а любая мысль, пришедшая в голову творцу, неподвергаема сомнению. Подавляющее большинство известных автору дизайнеров ошибочно полагают, что их профессия имеет отношение к искусству. Заодно все это большинство считает, что их творчество ценно только потому, что оно из них вышло.

Бутылка — один из идеальных объектов — имеет форму бутылки не потому, что у дизайнера вдруг зачесалось левое яйцо, и он решил сделать горлышко узким, а потому что пробка — дорогой материал, который нужно экономить


Update 2: §148. Единица смысла

Дизайнера сложно оценивать по каким-либо количественным показателям. Ни вес картинок в килобайтах, ни количество потраченных на работу часов не скажут нам о человеке вообще ничего. Не имеют также значения: образование, курсы в подмосковных лесах, знание программ, предыдущий опыт работы, рекомендации коллег, личные понты и т. д.

Дизайнер ровно настолько ценен, насколько ценны его работы. Тем не менее, нам хочется знать, насколько дизайнер продуктивен. В своей ежедневной практике автор успешно применяет метод учета единиц смысла.

Единица смысла должна быть интеллектуально калорийной. Хорошая идея, интересная мысль, новый прием — единицы смысла. Стостраничный брендбук тоже считается единицей смысла, но не по единице за страницу, а весь целиком. Морда сайта, нестандартный ход в верстке, остроумный способ крепления куба к конусу — единицы смысла.

Мысль «а давайте летать в два раза быстрее скорости света» — не засчитываем. Мысль «а давайте напечатаем наш логотип на салфетках» тоже. Придуманный логотип является единицей смысла, а его размещение на бланке и конверте, как правило, — нет.

Дизайнер обычно убежден, что он а) страшно талантлив и б) невероятно плодотворен. Автор знал одного дизайнера, который был в состоянии создать только один логотип в год (при этом тот трезво смотрел на вещи и сам себя считал программистом).

Если предложить дизайнеру прикинуть, сколько единиц смысла он может произвести в месяц, маловероятно, что мы услышим число меньше десяти. Реальность, конечно же, значительно отличается от неопытной самооценки.

Большинство дизайнеров, стремясь производить впечатление генераторов идей, в лучшем случае стреляют раз в два месяца. Обычный хороший дизайнер способен на одну-две единицы смысла в месяц (с этим показателем можно уже звать на работу).

Очень-очень хороший показатель — четыре единицы смысла в месяц. С дизайнером такого уровня можно разговаривать, иногда его интересно послушать, ему можно поручать ответственные работы.

Показатель арт-директора должен быть не ниже шести (нет смысла доверять арт-директорство человеку, не способному думать минимум за троих хороших дизайнеров).

Самоконтроль невероятно отрезвляет. Любой дизайнер может оценить свой уровень, посчитав количество единиц смысла, произведенных, скажем, за прошедшие три месяца. Самое главное тут, конечно, остаться честным с самим собой: не просто удовлетвориться воспоминанием, что за последнее время придумано сто мыслей, а именно выписать их на листочек. На деле выяснится, что большинство суперценных и гениальных мыслей, во-первых, исчисляется тремя, а, во-вторых, все они пришли в голову еще десять лет назад. Листочек в редких случаях окажется заполненным до середины, даже если писать крупным почерком.

Данный способ естественным образом появился на свет в процессе трудоустройства нескольких сотен дизайнеров и работает безотказно. Зарплату, например, легко вычислять путем умножения индивидуального показателя на некоторую сумму в месяц. Снижение показателя практически всегда означает, что дизайнер начал работать налево или собрался уходить.

Учет единиц смысла можно рекомендовать всем творческим личностям — от копирайтеров до арт-директоров. Несмотря на индустриальность, способ вполне пригоден и для частного домашнего применения

© tema


Update 3: §149. Решение задач

Автор уверен, что дизайн является решением задач, а не творчеством. Дизайнер, который считает, что дизайн — это когда надо сделать красиво, просто не понимает смысла профессии. Заказчик имеет право считать наоборот. Потому что иногда сделать красиво — это и есть задача.

Разумеется, каждая дизайн-студия сама определяет для себя порог внешнего участия в собственной работе. Многие дизайнеры плачут, давятся, ругают клиентов последними словами, но продолжают работать с неприятными людьми и невыносимыми требованиями. Другие дизайнеры работают исключительно так, как сами считают нужным, вообще игнорируя мнение заказчика. Нелишним будет напомнить, что в любых отношениях важно слушать друг друга и находить компромиссы.

Автор исповедует крайне простой подход к своей работе — дизайн не надо обсуждать, он является решением поставленной задачи. Обсуждать можно только одно: решена задача или нет.

В разделе о компании на сайте Студии Лебедева уже много лет написано: «Наша работа заключается в том, чтобы найти наиболее удобный, простой и красивый способ решения поставленной задачи, не потеряв по дороге смысл». В описании каждой работы в портфолио студии указывается задача, которая ставилась перед дизайнерами.

Большинство задач решаются удивительно просто: надо взять и сделать. Например, автору часто пишут молодые дизайнеры с просьбой дать им тестовое задание, чтобы они могли показать себя. Задание автор всегда дает одно и то же: придумать себе задание и сделать его. Если дизайнер действительно чего-то стоит (то есть умеет решать задачи), он просто придет с примерами отличных работ. А где взять такие примеры? Надо их сделать. А как их сделать? Надо начать с чего-нибудь простого, например, с оформления продуктов в собственном холодильнике. А если нет в холодильнике продуктов? Взять карандаш и нарисовать их. А если нет карандаша? Дальше сами.

Update 4: §150. От обратного

Один из самых эффективных дизайнерских приемов — придумывание неудобных, непонятных и запутанных решений.

Например, дизайнеру нужно сделать идеальный вход в магазин. С чего начать? Во-первых, дверь не должна быть видна, лучше всего, если она вообще сольется со стеной. Во-вторых, в нее должно быть сложно попасть. Это достигается сразу несколькими путями. Очевидно, что дверной проем надо разместить на высоте третьего этажа, а перед зданием установить шест для карабканья. Для тех, кто добрался, предусмотреть отсутствие ручки. Желательно сделать дверь очень тугой, чтобы она плохо открывалась. Еще лучше воспользоваться малоизвестной конструкцией: например, сделать дверь съезжающей вертикально вниз.

Как спроектировать идеальный сайт? Важен длинный и незапоминаемый адрес. Побольше графики, анимации, и рекламы. Желательно разбить всю информацию на мелкие кусочки и снабдить результат большим количеством перекрестных ссылок. Ссылки внешне не должны отличаться от текста, а текст должен быть ни о чем.

Идеальный карандаш? Проще простого: грифель должен быть перпендикулярен стержню. В идеальном мобильном телефоне для начала хорошо бы предусмотреть нажатие минимум сорока кнопок для поиска нужной записи в записной книжке (очень важно продумать все сорок нажатий).

Любой человек, решивший воспользоваться описанным приемом, приблизится к идеалу очень быстро. Главное — не забыть поменять все еще раз наоборот (многие дизайнеры, к нашему сожалению, забывают про это)

Update 5: §161. Идея на минус миллион

Очень часто автор самой обычной идеи живет уверенностью в том, что у него уже есть миллион долларов, осталось только найти желающего заплатить. Синдром изобретателя свойственен людям, которым проще жить в ощущении непризнанности, чем подумать, как с помощью таланта заработать деньги

Идеи не охраняются законами об авторском праве ни в одной стране. Некоторые идеи превращаются в патенты, но любой патент можно обойти, придумав другую идею. Деньги за изобретения получают единицы.

Приведем личный пример. Как-то автор «Ководства» заказал в одном ресторане французской минеральной воды за 10 долларов стакан. В отдельной вазочке прилагался лед имени Мосводоканала. Почему в дорогую минералку, с трудом привезенную за несколько тысяч километров через много границ, надо добавлять воду из-под крана?

К концу обеда автор стал мультимиллионером. Дело оставалось за малым — нужно было наладить производство льда под марками «Эвиан», «Санпеллегрино», «Шишкин лес» и далее по списку.

Лед продается в индивидуальной упаковке (как сливки к кофе). Если он растает, повторная заморозка производится в домашних условиях. Некоторые потребители, разумеется, захотели бы открыть новые грани вкуса бутилированной воды, добавляя кубики «Виттеля» в стакан «Святого источника».

Для начала производства фирменного льда нужно было бы накупить оборудования и лицензий. Понадобились бы деньги на помещение, зарплаты сотрудникам, транспортные и рекламные расходы. В результате для того, чтобы первый кусок брендированного льда попал в первый стакан к жаждущему, пришлось бы потратить минимум миллион.

Отрицательные деньги отлично иллюстрируют любую идею. Например, идея клавиатуры с дисплеями в каждой кнопке стоит где-то минус два миллиона. А идея системы, позволяющей троллейбусам обгонять друг друга, обойдется в минус полмиллиона (и, вероятно, не окупится никогда). А идея ноутбука с двумя дисплеями обойдется в минус десять миллионов. И так далее.

Любой изобретатель или дизайнер, рассказывающий о своей идее, должен честно говорить: «У меня есть идея на минус миллион»

Update 6: §162. Творческий кризис

Поставим простой эксперимент. Произнесем без остановки вслух все известные нам слова (или попросим это сделать приятеля). Первые десять слов найдутся сразу. Потом мы начнем искать и перечислять объекты в комнате — еще штук десять. Потом мы вспомним пару необычных слов из дальних углов словарного запаса. А потом мы остановимся, потому что слова кончатся.

Если мы попробуем описать своими словами любое известное нам явление, никакого дефицита слов не возникнет. Кто-то опишет хорошо, кто-то плохо — это и определит уровень исполнителя. Но никто не сможет остановиться в поисках следующего нужного слова в простом повествовании.

Кризис идей может возникнуть только в том случае, если дизайнер ставит перед собой цель придумывать что-либо оригинальное и необычное.

Оригинальное и необычное нельзя придумать — оно может появиться только само в процессе работы над поставленной задачей. Точно так же отличается перечисление слов от рассказа.

Творческий кризис — это тупик бессмысленного пути.
Tags: books, design, quotes-цитаты, обо всем или мысли вслух
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →