DarkHeavy (darkheavy) wrote,
DarkHeavy
darkheavy

  • Music:

Якутский праздник солнца Ысыах. Дневная церемония...

В постах ранее я уже писал, что выходные с 29 по 30 июня у меня удались. Теперь продолжу рассказ и расскажу, что было на следующий день после «Дикой Утки».

...Приехав домой после «Европы» я решил не ложиться спать. Время как бы было уже раннее, а стрелка часов всё ближе подбиралась к цифре «5».

В субботу я работал. Да, всё отдыхали, а у нас был рабочий день — мы должны были сопровождать международную делегацию на местном празднике Ысыах. Ну и фотоаппарат у пресс-службы я тоже взял.

Место сбора у нас было в гостинице «Полярна звезда» в 8:30 утра. Потом распределение и закрепление кураторов групп за «подопечными». Где-то к 9:30 решили все организационные и технические вопросы и разбудили весь народ. К 10 утра приехал транспорт, любезно предоставленный Министерством по Федеративным отношениям и внешним связям Якутии. А уже в 10 часов мы ехали в местность Ус-Хатын на ежегодное празднование, так называемого, «Городского Ысыаха»

Ысыах

Вообще Ысыах проводится строго в самый длинный день 22 июня. Причём проводят две церемонии: дневную и ночную. Но так как 22 июня не всегда выходной, то в этот день проводят «Республиканский Ысыах», на который съезжаются люди со всей республики. По возможности. Как ни как Якутия это 1/5 всей территории России и пересечь такие огромные пространства не всегда выгодно по времени и по затратам на дорогу. Место проведения Республиканского Ысыаха всегда разное.

В первые выходные после 22 июня в Якутии проводятся «Городской Ысыах». В каждом городе свой. Обычно к месту проведения съезжается много народа из области. Пробка на дороге к месту проведения праздника начинается рано утром и рассасывается только на следующее утро.

Кстати, на Ысыахе я уже был один раз и даже сделал пару фотографий на камеру мобильного телефона и выложил их в ЖЖ

Карта местности Ус-Хатынг («Три берёзы» якт.) выглядит следующим образом:

map

Главный вход в местность находится в левом нижнем углу, если смотреть по карте. Чтобы пройти на место проведения праздника надо сперва пересечь мост. Причём, чтобы люде не мешали друг другу во время движения, мост разделен перилами посередине на две равные части.

После моста надо проследовать по небольшой аллее до арок. Причём, проходить под арками нужно было строго: мужчины — под правой аркой, женщины — под левой. Зачем? Дело в том, что приехав на Ысыах вы тут же становитесь участником ритуала очищения. Хотите вы этого или нет.

Я не успел сфотографировать сам вход в местность, но чтобы вы понимали о чём идёт речь, представляю вашему вниманию фотографию egorfdrv с Ысыаха 2011 года. Да, кстати, обратите внимание, что по бокам аллеи обязательно стоят девушки в национальных одеждах, которые встречают «гостей». Я оговорю сразу, что делается это не туристов ради.

Вход на Ус-Хатынг

После входа в местность первое, что бросается в глаза — это Аал Лук Мас, священное дерево жизни и процветания.

DSC_1021 copy

Ну и так как это было самое большое и видное строение, то это было негласным местом встречи для «потерявшихся». Телефонной связи, из-за огромного количества людей и соответственно телефонов, не было в принципе. Телефоны показывали наличие сигнала, но при попытке позвонить из динамика тут же звучало сообщение о перегрузке. Хотя, надо отдать должное по крайней мере «Мегафону» (asyamay привет ;) ) — компании делали всё, что могли, чтобы телефонная связь была.

Вышка «Мегафон»

На Ысыахе из-за отсутствия связи появился даже свой маленький бизнес — услуги антенны для телефонов. По местности ходили несколько людей с полутораметровой антенной в руках и предлагали любому желающему подключить к ней свой телефон. Услуга стоила вроде около 100P. Зато давала преимущество в устойчивом сигнале.

...Дальше мы двинулись на трибуны к одной из сцен. На поле перед сценой должна была состояться дневная церемония Алгыс. Алгыс — в переводе с якутского означает «благословение».

По пути нам встретилась арка интересной конструкции.

DSC_1027 copy

Отличительной особенностью Ысыаха этого года было то, что на празднике было очень много лошадей. И на всей территории было установлено много новых сэргэ, или говоря по-русски — коновязей. К каждому сэргэ была привязана лошадь.



Если обратили внимание, то на фоне виден огромный столб — это тоже сэргэ. Но если говорить правильно, то это — Алтан Сэргэ, медная коновязь. Главная коновязь Ысыаха.

Якутские народы изначально вели кочевой образ жизни, поэтому лошадь для них многое значит. Не последнее место в их жизни и поверьях занимает и сама коновязь-сэргэ. У меня даже имеется отдельная запись на эту тему. Очень интересная информация.

Одна из формулировок по этому поводу звучит следующим образом:
Сэргэ (коновязь) — этнокультурное наследие древнего тюркского народа саха — с древнейших времен связано с традиционным занятием якутов — коневодством.

http://www.gazetayakutia.ru/08/66/01/336/767/

Когда мы подошли к месту проведения церемонии, то там уже не было места, чтобы упасть яблоку, не говоря уже о том, чтобы разместить нащу делегацию...

Народ

Но место вскоре нашли и у меня появилось немного свободы в передвижениях.

Между трибунами, на одной из вышек был установлен деревянный макет герба города Якутск. Честно говоря я не помню, был ли он установлен в прошлом году, но мне почему-то кажется, что не был.

герб

Народ на трибунах собрался разнообразный, но однозначно пёстрый. Многие из приехавших на праздник пришли в национальных одеждах. У якутов, или как еще правильно говорить, у народа Саха очень развито чувство, эммм, истории — они чтят свои традиции и учат им своих детей и внуков.

еще народ

Разнообразие головных уборов поражает воображение. По-моему на празднике можно было увидеть любой фасон шляп и шапок, вплоть до бумажных вариаций оных. Национальные головные уборы тоже присутствовали и далеко не в меньшинстве.

шапки

народ

С воздуха за происходящим следил октокоптер.



Отдельных слов, пожалуй, заслуживает и тема мужских национальных костюмов. Вопрос правда имеется: ему не жарко?

DSC_1053 copy

Дядька, кстати, не кто иной, а спикер городской думы Александр Саввинов.

Ну, а дальше началась церемония которая надолго приковала к себе взгляды всех присутствующих.

церемония

Церемония называется «Алгыс», что в переводе на русский означает «Благословение». Суть Алгыса состоит в том, что Алгысчит (человек, который главный в церемонии) обращается к богам и и просит у них благословение и благосклонность в течении всего следующего года. Обязательно разжигается огонь, ибо обращение идёт к духам огня. Потом читается молитва во время которой пламя окропляется кумысом, напитком приготовленным из молока кобылиц. На данной церемонии Алгысчит был не один, а в количестве троих человек. Как я понял, один из них был главным, и два были в помощниках.

Алгысчит

Кроме того, на церемонии в обязательном порядке присутствовали представители правительства и мэрии.

DSC_1088 copy
Слева направо: Спикер городской думы Александ Саввинов, спикер государственного собрания Ил Тумэн Виталий Басыгысов, Президент РС(Я), видимо с супругой, Егор Борисов, мэр города Якутск Айсен Николаев, Первый президент Якутии Михаил Николаев, и еще какие-то люди.

В церемонии участвовало огромное количество человек, которые в определённые моменты начинали танцевать следую правилам древнего ритуала. Как мне сказал один человек, посмотрев одно из видео снятых мной, что если абстрагироваться от ситуации, то могло показаться, что дело происходит не в Якутии, а в Индии настолько массовые было действо. В особенности танцы. Но это из разряда шуток, как вы понимаете.

Алгыс

Алгыс

Когда Алгысчит говорил, все остальные стояли неподвижно и слушали каждое его слово.

Алгысчит

Разговаривали Алгысчиты по очереди. Основную часть церемонии вёл вот этот человек. А тот, что на фото выше, брал инициативу только когда, надо было произносить Алгыс в форме песни.

Алгысчит

В церемонии, помимо взрослых, принимало участие и множество детей. Самого разного возраста.

DSC_1081 copy

Я не профессиональный оператор, но имея возможность заснять видео, воспользовался её. Снимал без штатива, так что за качество простите — это мой первый опыт съёмки видео.


Ысыах. Дневная церемония. Алгысчит произносит Алгыс

Под конец церемонии «на сцену» вышли дети и начали танцевать ритуальный танец.


Ысыах. Дневная церемония. Детский танец

На этом, в принципе, церемония закончилась. Вернее закончилась её основная часть.

Кострище

В самом конце одним из ключевых действий было преподнесения освященного кумыса главе города и представителям правительства.

Кумыс

Айсен Николаев принимает из рук Алгысчита чорон с кумысом и произносит речь.

Мэр

Следующим выступает Президент РС(Я) Егор Борисов.

Президент

После речей представителей власти, все люди поднимаются со своих мест и начинают кружиться в огромном хороводе, который называется «Осухай». В прошлом году «Осухай» одновременно танцевали 15 тысяч человек. Это событие даже отражено в «книге рекордов Гиннеса».

Осухай

Было видно, что все присутствующие на эмоциональном подъёме и получают удовольствие от происходящего.

Бабушки

Осухай


Ысыах. Дневная церемония. Народ поднимается танцевать «осухай»


Ысыах. Дневная церемония. «Осухай»

А вот и представители нашей делегации. Вернее её «опекуны» ;)

Какая-то делегация

Проходя мимо одной из сцен я обратил внимание на выступление национального ансамбля. К сожалению не смог долго находиться рядом т.к. были заботы и поважнее, но пару минут поснимал их. Интересно, как им не жарко в таких одеяниях?


Ысыах. Выступление национального ансамбля

Отдельной темы разговора заслуживают и национальные одежды, в которых в этот день ходит большинство жителей города на празднике.

Мужские одежды

Одежды

DSC_1247-1

DSC_1237-1 copy

DSC_1225-1

Хочу сказать, что национальные одежды одевались и сам праздник устраивался не для туристов. Местное население действительно каждый год так отмечает Ысыах. И они действительно сами хотят носить свои национальные одежды. Скажу даже, что когда мы готовились к делегации, то запросили у компании майки с логотипом, чтобы наши сотрудники были различимы в толпе. Но когда мы начали раздавать одежду, то некоторые наши коллеги сказали, что майки не оденут, а придут в своей одежде. Я сначала не совсем понял, что имеется в виду под словами «своя одежда», но когда люди пришли в национальных одеждах, понял.

Повторюсь, мне было приятно видеть народ, который помнит свои традиции. И мало того, что помнит, он еще старается их придерживаться. Это одна из отличительных особенностей якутского народа.

Но пойдём дальше. По всей территории проведения празднования Ысыаха были расположены различные аттракционы, лавки и т.д. — Ысыах это не просто праздник, это еще и большая ярмарка по-сути. Присутствовали на празднике и художники, которые рисовали желающим их портреты в национальных костюмах народа Саха.

Что еще было интересного на Ысыахе как Ярмарке можно прочитать в статье от Сергея Долиhttp://sergeydolya.livejournal.com/631126.html

Натюр

DSC_1262 copy

Кроме того, Ысыах, это не праздник одного дня. Хотя нет, это праздник одного дня, но он проходит в два этапа: днём и ночью. Днём проходит церемония Алгыса, а ночью — церемония встречи «нового» солнца. Поэтому многие приезжают на Ысыах с ночёвкой и не удивительно, что вечером всё пространство, где проводился праздник и близлежащие территории напоминали собой огромный кэмпинг с палатками.

Палатки

Так прошел мой день. Хотя нет. Так прошло половина моего дня. Еще были вечерние и ночные приключения, но о них чуть позже ;)

Ах да, чуть не забыл, в этот день на Ысыах специально прилетали alexcheban, sergeydolya, kukmor, ternovskiy, dementievskiy и еще пара блогеров не из Якутии.

Из своих был tolstyakov.

Не всё, но многое о Якутии можно узнать в сообществе yakutia
Tags: photo(фото), города, холодильник тоже космос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments